Живым воплощением «связи времен», преемственности традиций русского и советского искусства стало творчество замечательного живописца Петра Петровича Кончаловского.
Воспитываясь в семье известного книгоиздателя, выпустившего полные собрания сочинений Лермонтова и Пушкина с иллюстрациями виднейших русских художников, мальчик с детства был окружен атмосферой искусства. В доме Кончаловских бывали В. А. Серов, В. И. Суриков, М. А. Врубель. Первый ящик с красками мальчику подарил К. А. Коровин, который позже уговорил отца Кончаловского не противиться стремлению юноши уехать за границу для изучения живописи.
Начинающий художник поселился в Париже и стал посещать академию Жюльена (1897–1808). Вернувшись в Россию, Кончаловский поступает в петербургскую Академию художеств, которую заканчивает в 1907 году. Затем он снова едет в Париж. Здесь Кончаловский проходит через увлечение Сезанном, Ван Гогом, кубизмом и пр. Его работы выставляются в Салоне независимыху их напористая сочная живописность дает повод французским критикам говорить о новом Курбе, а наиболее проницательные пишут о «славянских» истоках творчества русского живописца. В 1910-х годах Кончаловский, наряду с Машковым, Фальком, Лентуловым, становится одним из организаторов художественной группировки «Бубновый валет», стремившейся привить русскому искусству достижения французской современной живописи и откровенно декоративную трансформацию натуры, яркую праздничность цвета, присущую народному искусству.