Известный российский органист, лауреат международных конкурсов Александр Патрушин выступит с новой программой из серии «От Баха до наших дней».
В программе музыкального вечера — органные сочинения Букстехуде, Баха, Вьерна, Регера и Таривердиева.
Концерт откроет Токката ре минор Дитриха Букстехуде, знаменитого композитора и органиста, главного предшественника и учителя Баха. Токката — виртуозный и блестящий жанр, к которому обращались и продолжают обращаться композиторы самых разных эпох. Она изменялась на протяжении веков, приобретая всё новые черты. В эпоху барокко токката стала ярким, патетичным высказыванием с большой долей импровизации. Таковы токкаты Дитриха Букстехуде. Эффектная Токката ре минор даёт возможность во всём блеске оценить богатство красок «Короля инструментов» и насладиться мастерством органиста.
Вечер продолжится музыкой великого композитора эпохи барокко Иоганна Себастьяна Баха. Прозвучат три произведения непревзойденного мастера полифонии:
«Маленькая прелюдия и фуга ми минор» BWV555 из цикла «Восемь маленьких прелюдий и фуг для органа». Неторопливая, торжественная Прелюдия ми минор изложена полифонически (с преобладанием четырёхголосия) и отличается большой мелодической насыщенностью. Фуга, строгая и сосредоточенная, также развивается в неторопливом движении.
Увлекательная и динамичная 1-я часть (Allegro) из трёхчастной Трио-сонаты До мажор BWV 529. Виртуозная соната входит в известный сборник «Шесть Трио-сонат», который Бах создал в учебных целях для своего сына Вильгельма Фридемана, ставшего впоследствии превосходным органистом. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, в котором каждая соната — совершенный образец баховского стиля удивительной красоты. Сонаты также считаются одними из самых сложных органных сочинений Баха.
Прелюдия и фуга ми минор BWV548 — одно из самых грандиозных и драматичных творений для органа, часто называемое «симфонией из двух частей» в силу его масштабов. Это произведение — как огромная музыкальная фреска с множеством деталей. Тяжёлые аккорды и декламационные мотивы сочетаются со стремительными пассажами, а лёгкие «токкатные» эпизоды оттеняют общее трагическое настроение. Знаменитая хроматическая тема фуги со скрытым двухголосием вырастает из одной ноты, как из зерна; она полна боли и страдания. Орган подобен большому оркестру, выступая в разнообразной палитре красок и образов. Это исполинское, виртуозное сочинение Баха в полной мере демонстрирует мастерство органиста.
Органная музыка рубежа XIX и ХХ столетий будет представлена сочинениями Вьерна и Регера — крупнейших продолжателей баховских традиций в рамках романтизма.
Луи Вьерн — гений французского симфонического органа, виртуоз, неподражаемый мастер импровизаций, творец выдающихся органных симфоний. Органисты любят включать в свой репертуар динамически яркую, выразительную и виртуозную музыку Вьерна, демонстрируя публике вершины исполнительского мастерства. Александр Патрушин исполнит две первые части (Прелюдия и Фуга) из Органной симфонии для № 1 Луи Вьерна.
Макс Регер — выдающийся немецкий музыкант: композитор, пианист, дирижер, органист, педагог и теоретик. Композитор оставил неизгладимый след в мире классической музыки. Стиль Регера сложился в стремлении возродить традиции прошлого, говоря при этом современным музыкальным языком. Сочинения Регера необычайно сложны в техническом плане. Полифоническое мышление сочетается у него с пышностью романтической гармонии. Особое место в его творчестве занимает музыка, написанная для органа. Регер внёс в органную музыку черты своей эпохи, выраженные, прежде всего, в красочности и свободе гармонического языка. В программе концерта — Интродукция и Пассакалия фа минор из цикла пьес «Монологи». Интродукция — это вступительная пьеса, подготавливающая к основной тональности всего произведения. Пассакалия — старинный испанский медленный танец, оказавший влияние на всю историю европейской музыки; в этом жанре писали композиторы, начиная от эпохи барокко.
Величайший мелодист, композитор-романтик XX века Микаэл Таривердиев создал виртуозную стилизацию на тему блистательной эпохи барокко. Через века после Баха, он обратился к жанру хоральной прелюдии. 10 выразительных хоральных прелюдий его органного цикла «Подражание старым мастерам» воспринимаются как музыкальные молитвы. На концерте прозвучат две из них: 4-я (си-бемоль минор) и 5-я (си минор).
Александр Патрушин — выпускник Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, воспитанник профессора, заслуженного артиста России Даниэля Зарецкого. Лауреат международных конкурсов. Его игра восхищала даже самых придирчивых членов жюри на международных конкурсах в Финляндии (им. Яна Сибелиуса в Турку 2019), Калининграде (им. М. Таривердиева, 2021) и Москве (им. Л. Ройзмана, 2021, 2023). Принимал участие в международных органных мастер-классах известных органистов, среди которых Томаш Гланц (Польша-Германия), Мартин Хазельбёк (Германия), Сергей Черепанов (Германия), Владимир Хомяков и Алексей Шмитов (Россия). Выступал с концертами в Санкт-Петербурге и других городах России. С сентября 2022 года был солистом Ульяновской государственной областной филармонии, органистом и органным мастером. В настоящее время совершенствует мастерство в Высшей школе музыки и театра имени Феликса Мендельсона-Бартольди, в классе профессора Мартина Шмединга (Лейпциг, Германия).